Можно ли взыскать убытки с администрации?

С кого взыскать убытки, если Ваш дом подлежит сносу?

Конституционный суд РФ принял значимое постановление в вопросе разграничения полномочий и ответственности за действия власти. Можно ли взыскать убытки с администрации?

Власть в СССР

В Советском союзе земельными участками распоряжался Совет народных депутатов, который в соответствии с Конституцией 1977 года относился к органам государственной власти. В дальнейшем происходило разделение государственной власти Советов. С 1991 года образовались советы народных депутатов районов, городов, поселков как органов государственной власти. С 1993 года их полномочия осуществляют местные администрации.

Власть в России

В современном законодательстве государственная власть и власть органов местного самоуправления разделяется четко, признается независимость органов местного самоуправления от федеральных органов.

Органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований с указанной в законе даты являются правопреемниками органов и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях этих муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, а имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом.

Конституционный суд РФ рассмотрел динамику развития гражданского, земельного законодательства и законодательства об органах местного самоуправления по вопросам разграничения полномочий в сферах строительства и распоряжения землями. Полномочия в разные года были отнесены к федеральным органам – государственным органам и к органам местного самоуправления. При этом полномочия по контролю и надзору в вопросах строительства, землепользования отнесены в настоящее время к полномочиям органов местного самоуправления. Полномочия по привлечению к административной ответственности за нарушения законодательства отнесены к полномочия федеральных органов.

Правопреемство власти

Поводом для рассмотрения заявления было взыскание с местной администрации убытков, вызванных предоставлением Советом народных депутатов РСФСР земли для садоводства и последующим сносом дома садовода на участке, находящегося в охранной зоне газопровода.

Орган местного самоуправления не должен в качестве единственного правопреемника нести всю полноту ответственности за действия (бездействие) органов государственной власти РСФСР на местах, при которых были выделены земельные участки для ведения садоводства и не обеспечен контроль за соблюдением ограничений при возведении на их территории построек.

При определении правопреемника государственного органа Совета необходимо исходить из уровня власти и полномочий, которыми обладал соответствующий орган в Советах.
Ответственность за убытки, причиненные решениями (действиями) органов власти Советов, не может нести исключительно орган местного самоуправления. Предполагается, что ответственность должен нести орган федеральной власти наравне с органом местного самоуправления.

Особое мнение

Конституционный суд указал, что законодателю необходимо определить пропорциональность размера убытков, подлежащих выплате администрацией соответствующего уровня гражданину. Судья Конституционного Суда Российской Федерации Г.А.Гаджиев не согласился с данным выводом. Он указал, что поводом для обращения в суд послужила неопределенность правового регулирования правоотношений, связанных с рассмотрением споров, возникших после внесения изменений в законодательство: отсутствие порядка уведомлений землепользователя об изменении зоны с особыми условиями использования территории и отсутствие правового механизма урегулирования связанных с этим нарушений законодательства и восстановления прав землепользователей.

Существует правовое регулирование ex ante, но отсутствует регулирование ex post. Отсутствие норм ex post регулирования и является причиной возникновения спора.

Таким образом, в спорах о взыскании убытков, вызванных действиями государственных органов СССР, по мнению автора, необходимо привлекать в качестве соответчиков местную администрацию и администрацию субъекта Российской Федерации и взыскивать убытки солидарно.

Восстановление прав городского округа, связанных с выплатой гражданину ущерба согласно решению районного суда, если такая выплата будет произведена, возможно после внесения законодателем в действующее правовое регулирование необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, посредством предоставления компенсации за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы согласно установленному законодателем в соответствии с настоящим Постановлением распределению бремени имущественной ответственности между публично-правовыми образованиями.

В любом случае гражданин не должен отвечать за действия законодателя, власти тогда, когда его права гарантированы Конституцией.