Наезд на яму. Иск к администрации. Практика.

Что делать, если на машине попал в яму? С кого взыскать ущерб за поврежденные колеса? Какие документы нужны?

Вы едите спокойно по дороге на своем автомобиле. Или быстро и агрессивно… Наезжаете на яму. Как гром среди ясного неба, также неожиданно Ваш автомобиль проваливается в это недоразумение. Учитывая скорость движения автомобиля, не прибегая к экстренному торможению, Вы попадете двумя колесами.

Какие могут быть повреждения? Вплоть до замены всей подвески и кузовного ремонта. Проколотая, порванная покрышка. Погнутый, треснутый колесный диск. Пробитый амортизатор. Погнутый рычаг. Повреждение крыльев, порогов. Оторванные бамперы и пластик. Все зависит от Вашего стиля езды, характеристик и подготовки автомобиля.

Как избежать повреждения машины в результате наезда на яму?

Вопрос покажется странным, а ответ на него очевидным. Но об этом необходимо сказать. Естественно Вы должны соблюдать правила дорожного движения. Нужно обращать внимание на дорожные знаки. Если стоит знак ограничения скорости, неровная дорога, дорожные работы, сбавьте скорость. Я понимаю, что в этой стране везде неровные дороги, знак дорожные работы могли забыть убрать после окончания работ. Но если Вы будите, как полагается, следовать им, то это исключит Вашу ответственность за случившееся ДТП и снизит риск совершения ДТП. О том, почему это так важно, написано ниже.

Что такое ДТП?

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

То если Вы на автомобиле, мотоцикле на дороге попадаете в яму, врезаетесь в упавшее дерево или дерево падает на машину, если вас подбивает торопыга на машине, то все это является дорожно-транспортным происшествием. Поэтому, если Вы после наезда на яму услышали стук, треск или иной характерный звук, немедленно остановитесь и осмотрите автомобиль.

Что делать, если попал в яму на дороге?

После наезда на яму немедленно остановитесь, если Вас терзают сомнения. Идеально, если бы Ваш автомобиль так и остался бы в яме. Выйдите и осмотрите автомобиль. При намеке на повреждения (спущенное колесо, например) выставите знак аварийной остановки. Вызовите инспекторов ГИБДД.

Сфотографируйте автомобиль со всех сторон. Все-таки время идет, мало у кого телефон без камеры. Если телефон позволяет, включите функцию привязки к геолокации. На фотографиях должен быть четко виден номер автомобиля. Фотография спереди автомобиля, на которой запечатлена также яма и аналогичная сзади. Если поблизости есть дом, сделайте фотографию автомобиля на фоне таблички с адресом. На смартфон Вы можете установить приложение, позволяющее создавать файлы с фотографией, координатами местонахождения, азимутом и привязкой к спутниковым снимкам. На фотографиях помимо автомобиля в яме или рядом с ней должны быть зафиксированы разметка, количество полос, дома, адресные таблички, автобусные остановки и все иное, что позволит установить место случившегося ДТП.

Затем Вы должны по возможности освободить проезжую часть. Выполняя данные действия Вы руководствуетесь пунктом 2.6.1 ПДД РФ.

Что должен делать инспектор ГИБДД?

Инспектор ГИБДД, помимо справки о дтп, должен составить акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии дорог. Национальный стандарт определяет требования к содержанию и состоянию дорог. Что касается рассматриваемого вопроса, данный стандарт определяет допустимые размеры выбоин.

Допустимые размеры… Раньше действовал ГОСТ Р 50597-93. На сайте РОИ была опубликована инициатива об отмене стандарта. Однако, по сведениям сайта, она не нашла своего одобрения среди населения. Впрочем, зная, как проходят выборы, я сомневаюсь, что дело обстояло именно так.

Также должна быть составлена схема ДТП, в которой указываются размеры выбоины в соответствии с актом, расположение ямы, автомобиля, расстояния до элементов дорожной сети и характерные координаты (дом, расположенный поблизости).

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Те лица, которые содержат дороги, должны обеспечивать их соответствие установленным нормативам, в частности, указанному ГОСТу. Содержание дорог направлено на обеспечение беспрепятственного безопасного движения автомобилей по ровному асфальту. На это также указано в перечне обязанностей должностных лиц по содержанию дорог.

Ответственность за повреждения, полученные автомобилем, в результате наезда на выбоину, несет тот, кто отвечает за содержание участка дороги.

Кто содержит дороги?

Правительством России утвержден перечень автомобильных дорог федерального значения. Это федеральные трассы, соединяющие крупные города между собой и с соседними государствами: Санкт-Петербург – Москва, Санкт-Петербург – Мурманск – Королевство Норвегия, Санкт-Петербург – Эстонская Республика.

В отношении территории Ленинградской области принято постановление, согласно которому некоторые дороги общего пользования признаны дорогами регионального значения.

За дороги в границах населенного пункта отвечает местная администрация. Если выбоина образовалась на дороге, которая пролегает по территории между границами поселений, то содержит ее районная администрация.

Это еще не все. Например, дороги в садоводческих товариществах являются общим имуществом членов товарищества. Бремя содержания таких дорог несут сами члены СНТ (правление СНТ). Это сродни содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

Кому предъявлять претензии за ямы на дороге?

В постановлении Правительства Российской Федерации прямо указано, что федеральные трассы закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, за исключением автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги». Именно эта организация отвечает за содержание дорог федерального значения.

Если ДТП произошло на дороге регионального значения, то отвечает за ее содержание Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области. Но Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области от имени Правительства области было учреждено ГКУ «Ленавтодор». Яма на Дороге Жизни – это к ним, к Ленавтодор.

В отношении местных дорог немного сложнее. Как показывает практика, не все представители граждан, чьи автомобили пострадали в результате наезда на яму, понимают организацию органов местного самоуправления. Странно… В юридических высших учебных заведениях это преподают. Да и в законе написано.

Итак, первый уровень – муниципальные образования сельских и городских поселений. Второй уровень — муниципальные образования муниципальных районов, которые включают в себя муниципальные образования сельских и городских поселений. Есть еще городские округа. В Ленинградской области это Сосновый бор (МО «Сосновоборский городской округ»). От имени муниципальных образований в суде выступают администрации соответствующих образований. Региональный уровень – это области, включающие в себя расположенные в границах области муниципальные районы.

Городские и сельские поселения могут передать для осуществления часть своих полномочий по решению вопросов местного значения муниципальному району. Для этого представительными органами (советом депутатов) поселения и района принимаются соответствующие решения. Администрации поселений и района заключают соглашения, а финансирование осуществляется посредством межбюджетных трансфертов, то есть за счет бюджетов поселений.

Так, например, полномочия в сфере дорожной деятельности на территории МО «Город Всеволожск» в 2019 году осуществляет МО «Всеволожский муниципальный район».

Претензии за ущерб, полученный в результате наезда на яму, нужно предъявлять администрации того уровня, в ведении которой находится дорога. Срок ответа на претензию 30 дней.

Думаете, администрация будет деньги платить? Не факт.

К кому предъявлять иск о возмещении ущерба в результате наезда на яму?

За содержание дорог, ремонт ям, выбоин отвечают администрация соответствующего муниципального образования, на территории которого они расположены.

Дело в том, что администрация, являясь исполнительно-распорядительным органом, в целях осуществления полномочий и исполнения бюджета заключает контракты с подрядчиками на содержание дорог общего пользования. В претензии спросите, кто отвечает за содержание дороги. В ответе на претензию, скорее всего, будет указан подрядчик, дата и номер контракта. Контракт вы можете найти на сайте госзакупок.

В контракте, как правило, прописывается, что именно подрядчик осуществляет ежедневный мониторинг состояния дорог.

 width=

Он же возмещает ущерб за ДТП, произошедшее в результате наезда на яму.

 width=

Иск в таком случае следует предъявлять к подрядчику.

Администрации также заключают контракты на выполнение ямочного (текущего) ремонта дорог общего пользования. В таких договорах предусматривается условие, согласно которому с момента получения заявки на проведение ремонта на конкретном участке подрядчик возмещает ущерб, полученный в результате ДТП на данном участке. Подрядчик после получения заявки должен принять меры, чтобы обезопасить движение по участку дороги: выставить ограждения и знаки.

Кто еще может оказаться ответчиком по иску о возмещении ущерба в результате наезда на яму?

Вдоль автомобильных дорог, а точнее под ними, проложено множество сетей: газоснабжения, водоснабжения, электросети, кабели телефонные, оптоволоконные и прочее. Иногда на крышках колодцев есть обозначение, какая организация его обслуживает.

На фотографии ниже запечатлена неглубокая яма, которая после зимы станет здоровой выбоиной. В этом месте вблизи тротуара расположены коверы, а это значит, что рядом проложены инженерные сети.

Яма газовый ковер

Как вы уже заметили, участок асфальтового покрытия уже вырезали для выполнения неких работ, на что указывает прямоугольный рез асфальта. Обслуживающая организация должна сама за свой счет восстановить дорожное полотно. Если ущерб был получен в результате наезда на такую яму, то возмещать ущерб должна организация, которая вырез не восстановила и допустила дальнейшее разрушение асфальта.

В администрации должна быть схема расположения инженерных систем, на которой также отмечается планируемое строительство. Такие схемы обязательно есть в ресурсоснабжающих организациях.

Схема расположения газопровода

Отмечу, что обслуживающая организация является ответчиком в суде, если ДТП произошло в результате наезда на крышку люка. Или на то место, где она должны быть…

Как и в любом деле, Вы можете действовать самостоятельно. Подумайте, игра стоит свеч или лучше обратиться к специалистам?