«Прирезка» — увеличиваем площадь участка

Понятие «прирезка» часто используется гражданами. Однако многие не понимают, как проводится данная процедура. Из-за этого граждане сами вводят себя в заблуждение и не понимают, почему им отказывает администрация, а затем и суд не встает на их сторону.

В Земельном кодексе РФ перераспределению земельных участков отведена отдельная глава V.4. На нее ссылается часть 3 статьи 11.7 Кодекса.

Раньше гражданам участки в качестве прирезки предоставлялись как отдельные или дополнительные, но в любом случае смежный с основным, собственником которого являлся заявитель. Если участок дополнительный, то в постановлении указывалось на основной участок.
Зачастую граждане получали участки в аренду на длительный срок и через много лет пытаются получить их в собственность. Рассмотрим несколько ситуаций, возникающих в судебной практике.
У гражданина в собственности участок с видом разрешенного пользования «для строительства индивидуального жилого дома». Когда-то давно в качестве «прирезки» он получил в аренду меньший по площади участок с тем же видом разрешенного использования. К примеру, основной 5 соток, «прирезка»–150 кв.м.
В ПЗЗ поселения установлено, что минимальная площадь участка для ИЖС как раз 5 соток. В Земельном кодексе РФ указано, что одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность – несоответствие вновь образуемого участка градостроительным нормативным правовым актам. В данном случае участок площадью 150 кв.м. меньше минимально допустимой площади земельного участка, предоставляемого в собственность.
В такой ситуации администрация откажет в предоставлении в собственность меньшего земельного участка. При обжаловании отказа администрации суд встанет на сторону органа местного самоуправления.
Собственнику следует расторгать договор аренды на земельный участок и формировать новый участок в соответствии с главой V.4 Земельного кодекса РФ путем перераспределения земель.
В случае предоставления в аренду дополнительного участка площадью 150 кв.м. к основному площадью 500 кв.м. также не получится получить в собственность малый участок отдельно от основного. В данном случае наоборот, исходя из того, что маленький участок не отдельный, а именно «прирезка» к основному.
Однако администрация в таком случае откажет в предоставлении участка на основании Земельного кодекса РФ, а не Градостроительного.
Частью 1 статьи 39.27 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель возможно в отношении следующих земельных участков:
Все участки никому не предоставлены и собственником (распорядителем) является государство или муниципальный орган.
Участок находится в собственности частного лица, а участок, который предполагается перераспределить (получить) является государственной или муниципальной собственностью и никому не предоставлен.
Перераспределяемые участки предоставлены одному лицу на одном и том же праве. Например, оба участка предоставлены гражданину на праве аренды.

Перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашения, заключенного между администрацией и собственником земельного участка.
Перераспределение может осуществляться в следующих случаях:
1) был заключен договор о развитии застроенной территории, и собственнику необходимо привести границы земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
2) приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы (обстоятельств, при которых не допускается образование земельного участка) при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности не будет превышать максимальную допустимую площадь в соответствии с градостроительными нормами.
3) участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и в результате перераспределения максимальная площадь земельных участков, находящихся в собственности гражданина, не будет превышать максимальную допустимую площадь в соответствии с градостроительными нормами.
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных Земельным кодексом РФ

К большинству заявителей-граждан относится пункт 3, реже пункт 2.
Процедура заключения соглашения установлена Земельным кодексом РФ, а взаимодействие с администрацией осуществляется на основании административного регламента. Во Всеволожском районе применяется административный регламент, утвержденный постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» №1699 от 26.07.2016. Срок предоставления услуги составляет не более 30 дней.
Собственник земельного участка подает заявление в администрацию и прилагает следующие документы:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя,
в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя и копия документа;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
5) документ, подтверждающий личность заявителя и копия документа.

По результатам рассмотрения заявления специалисты готовят следующие документы:
1) проект решения об утверждении схемы расположения земельного участка;
2) проект согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) проект решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных настоящим регламентом.
В течении двух дней после подписания, документы направляются заявителю по почте либо в МФЦ, либо вручает
Случаи, в которых администрация может отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, установлены в части 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ. Список исчерпывающий. В решении об отказе в заключении соглашения должны быть указаны все основания, предусмотренные законом, то есть по сути межведомственная комиссия в выписке из протокола рассмотрения заявлений должна ссылаться на конкретные пункты, определенные в статье. Однако зачастую комиссия ограничивается лишь общими формулировками: отсутствуют правовые основания. Такойотказ необходимо обжаловать в суд в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, или в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.