Споры с государственными органами

Согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственной орган должен дать ответ на обращение в течение месяца.

Что касается обращений юридических лиц и ИП, то в отношении их обращений нет специального закона. Однако по аналогии применяется вышеуказанный закон.

Ответ госоргана, его отсутствие, выражает действие либо бездействие, все это будем называть действием, в данном случае не меняет.

Ответ госоргана должен быть действием по существу обращения. Иначе такой ответ, равно как и его отсутствие, означает бездействие, то есть это отписка. Ответ по существу обращения, выражающее действие (принятое решение) по обращению должен соответствовать закону. Ответ — общее понятие. Это результат рассмотрения обращения. Он может быть выражен в постановлении (например, о предоставлении жилого помещения), письме, решении межведомственной комиссии.

Заявитель вправе обжаловать полученный на обращение ответ, а также бездействие госоргана в судебном порядке.

Срок обжалования составляет  три месяца.

Решения в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежат обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ в арбитражных судах. Решения в отношении граждан обжалуются в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ в судах общей юрисдикции. Следует обратить внимание, что нормативный правовой акт, публичный, принятый в отношении неограниченного круга лиц, обжалуется в суд общей юрисдикции по правилам КАС РФ.

Бремя доказывается правомерности принятого решения и отсутствия бездействия лежит на государственном органе. Однако это не означает, что можно ничего не делать. Необходимо обосновать свою позицию и представить доказательства.

Наиболее часто граждане и предприниматели сталкиваются с незаконными решениями администрации и различных подведомственных комитетов.

Данные органы представляют муниципальные услуги, порядок предоставления которых установлен административными регламентам. В них указано, какими законами необходимо руководствоваться, куда подавать заявление, какие документы прилагать.

Административный регламент должен соответствовать законодательству. Администрация и другой орган предварительно направляет проект документа для проверки в прокуратуру, затем принимается и публикуется.

Однако это не означает, что регламент соответствует законодательству, могут несения, которые не были выявлены. Может возникнуть ситуация, когда законодательство изменится, а изменения в регламент не будут внесены. Это тоже повод для обжалования документа.